Объявления
Новости
Обучение для лиц с ОВЗ
Конкурсы и мероприятия
ГИА
Прием в 1 класс
Методическая работа
Стоп террор
Соц.-псих. служба
Театральная студия
Школьный музей
Школьная библиотека
Пожарная безопасность
Страничка ПДД
Питание
Лагерь "Романтик"
ШСК
Фотогалерея
Наши контакты

Гуманистическая воспитательная система “Школа будущего” МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ “ШКОЛА № 45 ГОРОДА ДОНЕЦКА” (Эссе)

Моя работа в должности управленца (директора школы) началась в 2003 году. Время для нашего учебного заведения было непростое: школа оказалась в центре скандала в связи с закрытием соседней школы, которая вдруг стала позиционировать себя, как украинская. Это привлекло СМИ, различные официальные инстанции и общественные организации, выступавшие против закрытия чуть ли не единственной украиноязычной школы в Донецке. Чтобы как-то снять напряжение, городские власти пошли на то, что со всеми учащимися, отказавшимися уходить из школы, а таковых оказалось всего 3 человека, наши учителя в течение полутора лет занимались непосредственно в этой практически закрытой школе. Основная масса учащихся пришли к нам в школу, где им были созданы максимально комфортные условия: перевели целыми классами по 8-10 человек, обучение проводили на украинском языке, хоть наша школа на тот момент не была украинской.

И поэтому, придя в школу, я начала свою работу с изучения сложившейся в школе ситуации. По мере поступления вопросов по закрывающейся школе и их оперативного решения, администрация провела среди учителей анкетирование, одним из вопросов которого был такой: “Что, на ваш взгляд, необходимо улучшить в школе?” Большинство ответов, так или иначе, затрагивало отношения внутри педагогического коллектива: “уйти от авторитарного стиля руководства”, “не допускать лести, подхалимажа, клеветы среди педагогов”, “поднять на высокий уровень нравственно-этические проблемы”, “коллективно решать многие вопросы”, “привлекать родителей к совместной работе”, “повысить уровень ученического самоуправления” и т.п.

Был и еще один важный момент. Школа, располагавшая высококвалифицированными кадрами и имевшая достаточно высокий авторитет среди родителей и учащихся, в течение ряда последних лет занимала низкие места в рейтинге школ района, снизив свои результаты по многим показателям. Делопроизводство было на низком уровне. Также в школе в наличии был один небольшой спортзал, что не позволяло проводить полноценные занятия по физкультуре и снижало возможности внедрения основных принципов здорового образа жизни.

Из положительных моментов необходимо отметить, что в школе уже несколько лет работал клуб выходного дня “Планета людей” под руководством Гордеевой Н.А., пользовавшийся большой популярностью, как среди учащихся, так и педагогов, скорее всего из-за стиля сложившихся там отношений и “правил игры“. Обстановка во время заседаний располагала к доверию и открытости. Но клуб при этом не определял общего облика образовательного учреждения, а играл роль некоторой “отдушины”.

Кроме этого, в основу воспитательной работы в школе были положены основные христианские принципы, что, несомненно, помогало учащимся сохранить общечеловеческие ценности, не увлечься ложными авторитетами и не потерять ориентиры в то непростое время.

В школе также было немало учителей, пользовавшихся заслуженным авторитетом у ребят, создававших на своих уроках островки подлинно человеческих доверительных отношений.

Предыдущий опыт работы в качестве учителя русского языка и литературы, преподавателя МХК, классного руководителя, завуча, заведующей районным методическим кабинетом дал мне достаточно пищи для размышлений и позволил сделать вывод о том, что современный школьник знает много и о многом, но меньше всего о самом себе. Это происходит от того, что знания существуют в отрыве от личности. Вот если бы дети научились с помощью наук и человеческого опыта познавать и совершенствовать себя – вот это была бы истинная радость познания! Но такое одними дидактическими методами не достигнешь, необходимо включать и механизмы системного воспитания.

Проведя подробный анализ ситуации, было принято решение об изменении основной парадигмы воспитательной работы и построении межличностных отношений внутри, как педагогического, так и ученического коллектива на демократических принципах. И в этом нам на помощь пришла авторская технология Караковского В.А. Владимир Абрамович является родоначальником гуманистической воспитательной системы современной школы. Его система охватывает весь педагогический процесс, соединяя учебные занятия, внутришкольную жизнь детей, различную деятельность и общение за пределами школы. Главной целью тут являются ориентация на личность школьника, его способности и интересы. Главную же роль в комплексе идей играет педагогическая коллективная концепция, строящаяся на идеях системности, комплексности воспитания, объединения педагогических воздействий, необходимости совместного творчества.

Любое учебное заведение имеет как обучающую, так и воспитательную функцию. Оно призвано вооружать подрастающее поколение определенной системой знаний, умений, навыков, приобщать его к культуре, готовить к самостоятельной общественно значимой деятельности, к продолжению образования. Но не менее значимой является и воспитательная функция, связанная с формированием у школьников ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с развитием своего “Я”, с нахождением своего места среди других людей. Эта функция не может быть реализована только в сфере обучения. Развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, нужна творческая деятельность в сфере досуга, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов.

В самом общем виде в процессе создания и развития системы должен решаться ряд задач. Во-первых, это формирование у детей целостной картины мира – целостной и научно обоснованной. Ребята многое узнают об окружающем их мире в семье, в детском саду, в школе, на улице, из телепередач, кинофильмов, социальных сетей, Интернета и даже компьютерных игр. В итоге у них формируется картина окружающего мира, но картина эта, как правило, мозаичная. Задача школы – дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира. На реализацию этой задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа. Вторая, не менее важная задача – формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины. Третья задача – приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения. Четвертая – формирование у подрастающего человека креативности, желания творить, как черты личности. И пятая – формирование самосознания, осознания собственного “Я”, т.е. помощь ребенку в самореализации.

Субъект гуманистической воспитательной системы – это не только педагоги, но и сами дети (в этом одно из главных ее отличий от системы авторитарной, где ребенок выступает преимущественно в качестве объекта воспитания). Важнейшим условием ее эффективности является объединение детей и взрослых в коллектив – ядро гуманистической воспитательной системы школы.

Создание и развитие системы и сплочение коллектива – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Школьный коллектив при этом следует рассматривать как дифференцированное единство разных по своим функциям первичных объединений детей и взрослых (педагогов, родителей). Достижение такого единства – условие и результат развития воспитательной системы школы.

Не всякая совместная деятельность является системообразующей. Она должна быть творческой и личностно значимой.

Манера взаимоотношений детей и взрослых основывается на сотрудничестве, демократичности и общих интересах.

Мы руководствуемся основным принципом: “Человека нельзя воспитать по частям и по очереди: сегодня работаю над честностью, завтра воспитываю трудолюбие“. Личность – совокупность качеств, которые развиваются в человеке одновременно и непрерывно. Причем надо учесть, что педагогическое воздействие имеет свои перерывы, а воспитательный – процесс постоянный.

Основные направления нашей работы изложены в Концепции развития муниципального общеобразовательного учреждения «Школа №45 города Донецка» на 2015-2020 годы, выстроенной в форме совокупности отдельных проектов. В них нашли отражение и улучшение качества информационно-образовательной среды школы, и создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей, и работа службы сопровождения, и забота о здоровье школьника и педагога, и вопросы патриотического воспитания и дополнительного образования, а также другие аспекты многогранной школьной жизни.

В основу нашей концепции воспитательной работы были положены основные принципы В.А.Караковского:

- целенаправленность;

- целостность;

- динамизм;

- управляемость.

В нашей системе воспитательной работы в оптимальном сочетании соединены общешкольные и классные воспитательные дела. Годовой цикл воспитательной работы концентрируется вокруг нескольких ключевых дел школьного коллектива. Ключевые дела – это, как правило, яркие события, периоды повышенного напряжения, когда воспитание идет по нарастающей и большими дозами. Такие мероприятия являются самым сильным катализатором формирования чувства “Мы” – важнейшего для осмысления и понимания каждым обучающимся своего места в жизни, принадлежности к группе, школе, району, городу, Республике.

В школе действует система больших и малых традиций. Например, уже много лет ко Дню учителя учащиеся готовят большую творческую программу, раскрывают свои таланты. Учителя также не остаются в долгу и во время традиционных капустников (ранее проводились в Святогорье, сейчас, по известным причинам, в стенах родной школы) блещут своим остроумием, литературными и актерскими способностями. В эти же дни происходит и посвящение молодых учителей в профессию.

Традиционными стали и благотворительные ярмарки “Твори добро”, которые проводятся ко дню Святого Николая. Вырученные средства по общему решению ребята направляют в Дом малютки, оказывают материальную помощь сверстникам, нуждающимся в дорогостоящем лечении, приобретают посуду в столовую и даже лавочки, которые потом расставляем в коридоре.

Особое место в воспитательной системе школы занимает школьный Музей “Память о патриотах” и гражданско-патриотический кружок «Поиск», которыми на протяжении ряда лет руководит Миронова Л.Д. Их работа направлена на поддержание связи поколений между ветеранами ВОВ, узниками концлагерей, воинами-интернационалистами Афганистана, защитниками Родины и учащимися школы. Это способствует формированию и развитию у школьников патриотического самосознания, безграничной любви к Родине, ее прошлому и настоящему, уважению к своему народу, стремлению добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг. Активная и плодотворная работа наших поисковцев помогает восстановить историческую правду, вспомнить настоящих героев и открыть для будущих поколений их незаслуженно забытые имена. Благодаря исследованиям ребят и стараниям их руководителя были открыты памятный знак пяти отважным партизанкам-подпольщицам, освободившим 240 военнопленных из лагеря, находившегося на территории нынешнего Центра Славянской культуры; мемориальная плита начальнику штаба первого сталинского партизанского отряда Негробову Г.А., восстановлены на территории ИНВХ памятник “Бойцам Южного фронта” и мемориальная плита “Неизвестному солдату”.

Уже стало традицией проведение на базе нашей школы мероприятий, посвященных Международному дню памяти узников фашистских концлагерей. Ребята встречают бывших узников, слушают их рассказы о пережитых ими ужасах и понимают, что нацизм и фашизм навсегда должны уйти из современной истории.

Полюбились учащимся общешкольные игры-квесты ”Казацкие забавы”, спортивные праздники для начальной школы в рамках Олимпийской недели “Папа, мама, я – спортивная семья”. Эти мероприятия объединяют как классные, так школьный коллективы, способствуют развитию духа состязательности и стремления к достижению наивысшего результата.

Конечно же, необходимо остановиться и на праздниках Первого и Последнего звонка, которые дают старт новому учебному году и ставят точку прошедшему, заряжая ребят на активный отдых во время каникул, а выпускников на успешное прохождение Государственной итоговой аттестации. Как правило, эти праздники веселые, яркие, красочные, с большим количеством награжденных и отмеченных администрацией учащихся и педагогов. Мероприятия проводятся на нашем поле с искусственным покрытием, что позволяет участвовать в нем максимальному количеству ребят, которые и танцуют, и поют, и устраивают массовые флэшмобы.

Ввод в эксплуатацию такого поля еще в 2004 году способствовало развитию спорта в школе, в частности, футбола. Мы смогли разгрузить наш спортзал, по крайней мере, в теплое время года, проводя уроки физкультуры на свежем воздухе. В школе работает кружок “Создай себя и будь здоров!”. Наша школа стала базовой в районе по здоровому образу жизни, на нашем поле проводились игры по футболу на Кубок Казыма Сериндага (турка по национальности, бизнесмена, мецената и большого друга нашей школы), районные и городские соревнования по футболу.

Весь перечень форм и методов воспитательной работы, применяемых в школе, достаточно обширен. Вот лишь некоторые из них, на наш взгляд наиболее значимые: педагогические чтения, смотры педагогических идей, познавательные КВН, исторические игры, защита проектов, посвящение выпускников начальной школы в пятиклассники, практикум доброты, выпуск педагогического журнала “Планета 45”, проведение дня дублера, Моста Дружбы с Курской школой, игр “Что? Где? Когда?” и “Умники и умницы”, предметных недель, встреч с представителями правоохранительных органов, медицинскими работниками, ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, защитниками Донецкой Народной Республики.

В школе №45 ставка сделана на самоуправление учащихся. У нас работает ученическая организация «СКИФ», основные направления деятельности которой следующие: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, правовое, экологическое, спортивное, эстетическое, формирование здорового образа жизни. В школе функционирует ученический актив, в состав которого входят командиры классов. Деятельность ученической организации «СКИФ» и ученического актива соответствует требованиям и задачам воспитательной работы и обеспечивает преемственность в работе разных возрастных групп. Работа объединила в себе как работу со школьным активном (проведения Совета командиров), так и индивидуальную работу по различным направлениям реализации творческого и интеллектуального потенциала каждого ученика. Работа ученического организации «СКИФ»  направлена на создание условий для самореализации личности ученика в различных видах творчества, развития интересов, духовного становления личности.

В школе прижилась и успешно работает система ГРШ (главный распорядитель школы), которая позволяет оперативно решать многие текущие вопросы школьной жизни.

При этом работа ДОО “СКИФ” отражает активную жизненную позицию учеников школы, их направленность на интеллектуальное, творческое развитие, формирование позитивной ориентации на здоровый образ жизни;

“СКИФ” ведет активную творческую, социальную, учебную, координирующую деятельность, оказывая помощь в организации не только учебного процесса, но и досуга учеников школы, формируя и укрепляя чувства ответственности, дружбы, взаимопомощи, стимулируя постоянное творческое развитие, стремление к новым вершинам и лучшим результатам.

И, конечно же, финальным аккордом каждого учебного года, безусловно, остаются отчет директора и администрации перед общественностью, на котором присутствуют родители, учащиеся, педагоги, представители общественных организаций, руководства района, отдела образования и методкабинета. После докладов и обсуждения дается оценка деятельности школы, высказываются предложения на будущий учебный год.

Подводя итог, можно сказать, что воспитательная система школы №45 – это целостная педагогическая концепция “Мы – школа”, интеграция педагогических воздействий, коллективная методика, высокий уровень неформальных межличностных отношений, творчество, взаимодействие с наукой.

Использованная литература

Караковский В.А., Новикова Л.И. Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996

”Владимир Караковский”. М: Издательско-книготорговый дом "Логос", 2004 г.

Караковский В.А. Воспитание? Воспитание...Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М.: ВЛАДОС, 2000

Адамский А.И., Караковский В.А. // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. 1.

 

Интернет-ресурсы:

  1. http://shkola3000.ru/NEW_Sistema-VA-Karakovskogo.html
  2. http://karakovski.msk.ru/page.php?id=8
  3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5&img_url=www.pravmir.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F04%2F371.jpg&pos=0&rpt=simage

Счетчик посещений

О Вас:
3.15.27.232 Firefox Unknow OS...
Сейчас на сайте:
Новых пользователей
за сегодня:28
Всего:42094

Популярные статьи

"Наша школа - мир детства, в котором тепло, радостно и уютно; это учебное заведение, где работают классные специалисты, настоящие профессионалы, которые качественно выполняют свою работу.

Читати далi

Голосование

Нравится ли Вам наш сайт?
Очень нравится
Нравиться
Нормальный сайт
Как-то не очень
Повторите вопрос...
SIO