Объявления
Новости
Обучение для лиц с ОВЗ
Конкурсы и мероприятия
ГИА
Прием в 1 класс
Методическая работа
Стоп террор
Соц.-псих. служба
Театральная студия
Школьный музей
Школьная библиотека
Пожарная безопасность
Страничка ПДД
Питание
Лагерь "Романтик"
ШСК
Фотогалерея
Наши контакты

Методика внедрения гуманистической воспитательной системы “Школа будущего” по системе В.А. Караковского

Система воспитательной работы школы – это основная, базирующая форма интеграции педагогических и психологических воздействий, которая создает оптимальные условия  для воспитания и развития учащихся, тесного сотрудничества школы и семьи как социальных институтов. Эффективность воспитательной работы современной образовательной организации в условиях внедрения новых образовательных стандартов предусматривает не только внедрение системы мероприятий гуманистической направленности,  но и управление этой экспериментальной программой, научно-методическое сопровождение воспитательной работы.

Владимир Абрамович Караковский является родоначальником гуманистической воспитательной системы современной школы. Его система охватывает весь педагогический процесс, соединяя учебные занятия, внутришкольную жизнь детей, различную деятельность и общение за пределами школы. Главной целью его системы является ориентация на личность школьника, его способности и интересы. Главную же роль в комплексе идей играет педагогическая коллективная концепция, строящаяся на идеях системности, комплексности воспитания, объединения педагогических воздействий, необходимости совместного творчества. Именно базируясь на вышеуказанных принципах работы администрацией школы № 45 была выбрана эта методика как экспериментальная площадка для работы в современной образовательной организации.

Любое учебное заведение имеет как обучающую, так и воспитательную функцию. Оно призвано вооружать подрастающее поколение определенной системой знаний, умений, навыков, приобщать его к культуре, готовить к самостоятельной общественно значимой деятельности, к продолжению образования. Но не менее значимой является и воспитательная функция, связанная с формированием у школьников ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с развитием своего “Я”, с нахождением своего места среди других людей. Эта функция не может быть реализована только в сфере обучения. Развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, нужна творческая деятельность в сфере досуга, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов.

В самом общем виде в процессе создания и развития системы должен решаться ряд задач. Во-первых, это формирование у детей целостной картины мира – целостной и научно обоснованной. Ребята многое узнают об окружающем их мире в семье, в детском саду, в школе, на улице, из телепередач, кинофильмов, социальных сетей, Интернета и даже компьютерных игр. В итоге у них формируется картина окружающего мира, но картина эта, как правило, мозаичная. Задача школы – дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира. На реализацию этой задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа. Вторая, не менее важная задача – формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины. Третья задача – приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения. Четвертая – формирование у подрастающего человека креативности, желания творить, как черты личности. И пятая – формирование самосознания, осознания собственного “Я”, т.е. помощь ребенку в самореализации.

Субъект гуманистической воспитательной системы – это не только педагоги, но и сами дети (в этом одно из главных ее отличий от системы авторитарной, где ребенок выступает преимущественно в качестве объекта воспитания). Важнейшим условием ее эффективности является объединение детей и взрослых в коллектив – ядро гуманистической воспитательной системы школы.

Создание и развитие системы и сплочение коллектива – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Школьный коллектив при этом следует рассматривать как дифференцированное единство разных по своим функциям первичных объединений детей и взрослых (педагогов, родителей). Достижение такого единства – условие и результат развития воспитательной системы школы.

Поэтому актуальность нашего проекта состоит в том, что зарождение, становление и развитие воспитательной системы школы являются первоочередными задачами в формировании современного образовательного пространства, которое проходит под влиянием множества объективных и субъективных факторов, вносящих существенные изменения в жизнедеятельность учебного заведения и окружающего социума. Успешность внедрения проекта «Школа будущего» по методике В.А Караковского во многом зависит от умения определить, что, как и когда надо изменить в развивающемся организме школы. Чтобы не ошибиться, очень важно отчетливо представлять нынешнее состояние и образ учебного заведения в будущем. Следовательно, создание реальной и прогностической модели воспитательной системы школы является необходимым условием ее становления и развития. Опыт и школьные традиции с одной стороны, и социальные запросы в условиях многонациональной Республики – с другой, обусловили выбор педагогическим коллективом школы основного направления развития – это создание такой культурно-образовательной среды в рамках школы, которая способствовала бы личностной самореализации всех участников образовательного процесса. Школа обеспечит выбор оптимального пути обучения для данного конкретного ученика или класса. Приоритетными функциями школы будут познавательные, воспитательные, развивающие и оздоровительные в их органичном единстве.

 Вслед за В.А. Караковским считаем, что школа должна поддерживать и развивать партнерские отношения с другими объектами социализации – семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, высшими учебными учреждениями, предприятиями, средствами массовой информации. При этом школа в своей деятельности ориентирована на развитие способностей, дарований и талантов детей, возрождение и приумножение интеллектуального потенциала Донецкой Народной Республики, предоставление возможности ученикам получить знания сверх обязательного общеобразовательного уровня, раскрытие и содействие реализации их индивидуальных творческих способностей и дарований.

Для выполнения миссии школы у нас разработана Концепция развития “МОУ “Школа №45 г.Донецка”, в которой определены основные этапы ее реализации:

Диагностический (2021-2022 гг.) – изучение и моделирование перспективных направлений развития школы в условиях модернизации образования.

Основной этап (2022-2025гг.) - переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

Обобщающий (2025-2026 гг.) - анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы, фиксация созданных положительных образовательных практик и их закрепление в локальных нормативных актах школы.

В нашей системе воспитательной работы в оптимальном сочетании соединены общешкольные и классные воспитательные дела. Годовой цикл воспитательной работы концентрируется вокруг нескольких ключевых дел школьного коллектива. Ключевые дела – это, как правило, яркие события, периоды повышенного напряжения, когда воспитание идет по нарастающей и большими дозами. Такие мероприятия являются самым сильным катализатором формирования чувства “Мы” – важнейшего для осмысления и понимания каждым обучающимся своего места в жизни, принадлежности к группе, школе, району, городу, Республике.

В школе действует система больших и малых традиций. Например, уже много лет ко Дню учителя учащиеся готовят большую творческую программу, раскрывают свои таланты. Учителя также не остаются в долгу и во время традиционных капустников (ранее проводились в Святогорье, сейчас, по известным причинам, в стенах родной школы) блещут своим остроумием, литературными и актерскими способностями. В эти же дни происходит и посвящение молодых учителей в профессию.

Традиционными стали и благотворительные ярмарки “Твори добро”, которые проводятся ко дню Святого Николая. Вырученные средства по общему решению ребята направляют в Дом малютки, оказывают материальную помощь сверстникам, нуждающимся в дорогостоящем лечении, приобретают посуду в столовую и даже лавочки, которые потом расставляем в коридоре.

Особое место в воспитательной системе школы занимает школьный Музей “Память о патриотах” и гражданско-патриотический кружок «Поиск», которыми на протяжении ряда лет руководит Миронова Л.Д. Их работа направлена на поддержание связи поколений между ветеранами ВОВ, узниками концлагерей, воинами-интернационалистами Афганистана, защитниками Родины и учащимися школы. Это способствует формированию и развитию у школьников патриотического самосознания, безграничной любви к Родине, ее прошлому и настоящему, уважению к своему народу, стремлению добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг. Активная и плодотворная работа наших поисковцев помогает восстановить историческую правду, вспомнить настоящих героев и открыть для будущих поколений их незаслуженно забытые имена. Благодаря исследованиям ребят и стараниям их руководителя были открыты памятный знак пяти отважным партизанкам-подпольщицам, освободившим 240 военнопленных из лагеря, находившегося на территории нынешнего Центра Славянской культуры; мемориальная плита начальнику штаба первого сталинского партизанского отряда Негробову Г.А., восстановлены на территории ИНВХ памятник “Бойцам Южного фронта” и мемориальная плита “Неизвестному солдату”.

Уже стало традицией проведение на базе нашей школы мероприятий, посвященных Международному дню памяти узников фашистских концлагерей. Ребята встречают бывших узников, слушают их рассказы о пережитых ими ужасах и понимают, что нацизм и фашизм навсегда должны уйти из современной истории.

Полюбились учащимся общешкольные игры-квесты ”Казацкие забавы”, спортивные праздники для начальной школы в рамках Олимпийской недели “Папа, мама, я – спортивная семья”. Эти мероприятия объединяют как классные, так школьный коллективы, способствуют развитию духа состязательности и стремления к достижению наивысшего результата.

Конечно же, необходимо остановиться и на праздниках Первого и Последнего звонка, которые дают старт новому учебному году и ставят точку прошедшему, заряжая ребят на активный отдых во время каникул, а выпускников на успешное прохождение Государственной итоговой аттестации. Как правило, эти праздники веселые, яркие, красочные, с большим количеством награжденных и отмеченных администрацией учащихся и педагогов. Мероприятия проводятся на нашем поле с искусственным покрытием, что позволяет участвовать в нем максимальному количеству ребят, которые и танцуют, и поют, и устраивают массовые флэшмобы.

Ввод в эксплуатацию такого поля еще в 2004 году способствовал развитию спорта в школе, в частности, футбола. Мы смогли разгрузить наш спортзал, по крайней мере, в теплое время года, проводя уроки физкультуры на свежем воздухе. В школе работает кружок “Создай себя и будь здоров!”. Наша школа стала базовой в районе по здоровому образу жизни, на нашем поле проводились игры по футболу на Кубок Казыма Сериндага (турка по национальности, бизнесмена, мецената и большого друга нашей школы), районные и городские соревнования по футболу.

Весь перечень форм и методов воспитательной работы, применяемых в школе, достаточно обширен. Вот лишь некоторые из них, на наш взгляд наиболее значимые: педагогические чтения, смотры педагогических идей, познавательные КВН, исторические игры, защита проектов, посвящение выпускников начальной школы в пятиклассники, практикум доброты, выпуск педагогического журнала “Планета 45”, проведение дня дублера, Моста Дружбы с Курской школой, игр “Что? Где? Когда?” и “Умники и умницы”, предметных недель, встреч с представителями правоохранительных органов, медицинскими работниками, ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, защитниками Донецкой Народной Республики.

В школе №45 ставка сделана на самоуправление учащихся. У нас работает ученическая организация «СКИФ», основные направления деятельности которой следующие: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, правовое, экологическое, спортивное, эстетическое, формирование здорового образа жизни. В школе функционирует ученический актив, в состав которого входят командиры классов. Деятельность ученической организации «СКИФ» и ученического актива соответствует требованиям и задачам воспитательной работы и обеспечивает преемственность в работе разных возрастных групп. Работа объединила в себе как работу со школьным активном (проведения Совета командиров), так и индивидуальную работу по различным направлениям реализации творческого и интеллектуального потенциала каждого ученика. Работа ученического организации «СКИФ»  направлена на создание условий для самореализации личности ученика в различных видах творчества, развития интересов, духовного становления личности.

В школе прижилась и успешно работает система ГРШ (главный распорядитель школы), которая позволяет оперативно решать многие текущие вопросы школьной жизни.

При этом работа ДОО “СКИФ” отражает активную жизненную позицию учеников школы, их направленность на интеллектуальное, творческое развитие, формирование позитивной ориентации на здоровый образ жизни;

“СКИФ” ведет активную творческую, социальную, учебную, координирующую деятельность, оказывая помощь в организации не только учебного процесса, но и досуга учеников школы, формируя и укрепляя чувства ответственности, дружбы, взаимопомощи, стимулируя постоянное творческое развитие, стремление к новым вершинам и лучшим результатам.

И, конечно же, финальным аккордом каждого учебного года, безусловно, остаются отчет директора и администрации перед общественностью, на котором присутствуют родители, учащиеся, педагоги, представители общественных организаций, руководства района, отдела образования и методкабинета. После докладов и обсуждения дается оценка деятельности школы, высказываются предложения на будущий учебный год.

Интернет-сайт школы регулярно пополняется оперативной информацией обо всех школьных мероприятиях, при этом подаются комментарии участников событий, фото- и видеоматериалы. Кроме этого, на сайте показана текущая работа ученического школьного самоуправления, предоставляется необходимая информация для учащихся, педагогов и родителей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проект гуманистической воспитательной модели “Школа будущего” по методике В.А. Караковского актуален для МОУ «ШКОЛА № 45 ГОРОДА ДОНЕЦКА», администрация и коллектив которой на сегодняшний день готовы решать проблемы моделирования воспитательной системы, выявления ее особенностей, управления воспитательной работой.

Ожидаемые результаты

Внедрение воспитательного проекта «Школа будущего» по методике В.А. Караковского позволит:

  1. Организовать методическое сопровождение, обеспечивающее реализацию проекта согласно плану.
  2. Обновить и систематизировать содержание нормативно-правовой базы проекта «Школа будущего».
  3. Создать банк материалов по организации воспитательно-образовательного процесса в формате «Гуманная воспитательная система современной массовой школы».
  4. Создать модель и механизм управления по внедрению проекта «Школа будущего» в образовательный процесс.
  5. Обновить ресурсы: повысить уровень компетентности кадрового потенциала, пополнить информационно-методическое обеспечение.
  6. Создать сплочённый внутришкольный коллектив учителей, учеников, родителей в рамках реализации проекта.
  7. Содействовать развитию школьного самоуправления.
  8. Развивать личность учащегося, способного к коллективной работе, сотрудничеству на перспективу.
  9. Адаптировать учащегося к различным жизненным ситуациям.
1  

Счетчик посещений

О Вас:
18.223.124.244 Firefox Unknow OS...
Сейчас на сайте:
Новых пользователей
за сегодня:32
Всего:42099

Популярные статьи

"Наша школа - мир детства, в котором тепло, радостно и уютно; это учебное заведение, где работают классные специалисты, настоящие профессионалы, которые качественно выполняют свою работу.

Читати далi

Голосование

Нравится ли Вам наш сайт?
Очень нравится
Нравиться
Нормальный сайт
Как-то не очень
Повторите вопрос...
SIO